Когда исполнительный директор Формулы-1 Чейз Кэри говорит о привлечении в автоспорт женщин, как об одной из приоритетных задач, то разговор так или иначе сводится именно к гонкам Гран При. Другими словами, акцент ставится не столько на факте небольшого количества представительниц прекрасного пола в различных гоночных сериях, сколько на полное их отсутствие на старте в Ф-1.
Это логично, ведь Чейз Кэри ни к чему другому, кроме Формулы-1, не имеет отношения, и на спортивной конференции FIA в Маниле он выражает надежду на рост интереса со стороны женщин к автоспорту для того, чтобы получить в итоге более широкий выбор из гонщиц для перехода в «высшую лигу».
Выглядит странным, что говорит Кэри при этом не о картинге, а о международной программе «Ф1 в школах», которая заключается в научно-исследовательских проектах.
Чейз Кэри не думал о том, как помочь талантливым девушкам сделать первый шаг из картинга в младшие формулы, хотя именно на этой стадии идет первый серьезный отсев молодежи. Каждый юный гонщик сталкивается с тем, что прогресс в карьере связан с необходимостью увеличения финансовой поддержки со стороны спонсоров. Стоимость участия в гоночных сериях растет и собрать нужный бюджет — задача не из простых. Но исполнительный директор Ф1 об этом ничего не говорит — он хочет просто женщину-гонщика в свой чемпионат ради пиара и маркетинга, а как это произойдет, его не волнует.
Конечно, Чейз Кэри не проконсультировался с опытными физиотерапевтами, спортивными психологами и автоспортивными тренерами, чтобы хотя бы попробовать понять, почему женщины сталкиваются с большими трудностями в гонках, чем мужчины. А ведь именно разбираясь в этих причинах, можно выяснить, почему так мало гонщиц.
Система автоспорта не выстраивает какие-либо особенные препятствия для женщин — они могут пробиться в лучшие чемпионаты при наличии таланта или других качеств (вспомните Кармэн Хорду, которая какое-то время числилась девелопмент-драйвером в Рено). Собственно, сокрушаясь по поводу факта отсутствия гонщиц на старте в Формуле-1, точно так же можно сожалеть о том, что в 2018 году там нет ни одного итальянца! После ухода Фелипе Массы чемпионат лишился и бразильцев, некогда постоянных участников.
Вот только никто не говорит о необходимости привлечения в спорт итальянцев, бразильцев или представителей других национальностей. Если только они не женщины, конечно.
Какими бы трудными и жестокими ни были «правила игры» в автоспорте — они едины для всех, независимо от гендерного различия или национальности. Единственное, что облегчает путь наверх — солидная спонсорская поддержка. Желающим попасть в автоспорт девушкам придется играть по этим самым правилам наравне с мальчишками.
Я очень надеюсь, что Чейз Кэри не разделяет идею Кармэн Хорды организовать отдельные женские чемпионаты, хотя бы потому, что те немногие гонщицы, кто в настоящее время выходит на старт разных гонок, крайне негативно отреагировали на это предложение. Даника Патрик, Татьяна Кальдерон, Сьюзи Вольф — к ним стоит прислушаться. Они сражаются на трассах против мужчин на равных и ни за что не променяют это на что-то другое.
Если Чейз Кэри хочет повысить интерес к Формуле-1 фактом выступления в ней женщины, то пусть для начала спросит небезызвестного консультанта Ред Булл Хельмута Марко, почему у того в молодежной программе нет ни одной девушки.
Нельзя отрицать небольшую вероятность того, что через несколько лет в Формулу-1 все-таки приведут женщину. Были бы спонсорские деньги на этот проект. Однако, сложно поверить, что за этот же срок увеличится доля молодых девушек-гонщиц в младших чемпионатах. Конечно, появятся вдохновленные кандидатки занять места в гоночных болидах, но вот этих мест для них не станет больше.
Нельзя решать проблему низкой популярности автоспорта среди девушек-спортсменок в отрыве от вопроса его массовости и максимально возможной доступности. Пожалуй, как раз с последнего надо начинать, чтобы не выпадали из гонок те, кто имеет потенциал для роста. Если среди них окажется женщина — будет просто замечательно! Если же нет — то это не причина расстраиваться, как и по поводу отсутствия в Формуле-1 итальянцев, бразильцев, аргентинцев, американцев и других национальностей.
-
На фото: Татьяна Кальдерон Фото BBC.
Текст: Мухортов Алексей
|