Возвращение Кими Райкконена в Феррари: ошибка или нет?
Завершающийся сезон "Формулы-1" ознаменовался громкими трансферами: неожиданным уходом из "королевских гонок" Марка Уэббера, приходом на его место перспективного Даниэля Риккиардо, предстоящим дебютом в гонках Гран-при двоих россиян и др. Особое место среди этих событий занимает подписание контракта между "Феррари" и Кими Райкконеном.
Возвращение финна в итальянскую команду стало возможным после проблем гонщика в "Лотус-Рено". В прессу просочилась информация о том, что чемпиону мира в этом году не выплатили полагающиеся ему по договору деньги. Несмотря на то, что Райкконен не лучшим образом расстался с "Феррари" в прошлом, он начал переговоры с итальянцами по поводу своего возвращения. В 2009-ом его практически попросили уйти до окончания срока действия контракта, но выплатили неустойку, что позволяет доверять команде из Маранелло хотя бы в плане выполнения финансовых обязательств. Финну, возможно, большего и не надо.
Райкконен продемонстрировал, что былые обиды для него не имеют значения. Казалось, что забылись даже критичные отзывы руководства "Феррари" в адрес Кими по поводу его мотивации в гонках. Действительно, в 2009-ом на фоне своего напарника Фелипе Массы Райкконен выглядел довольно бледно. Команда нуждалась в сильном лидере, который будет мотивировать её на борьбу в чемпионате и, не найдя его в лице Кими и потеряв на время бразильца после аварии, принялась за активные действия. Так в Маранелло появился Фернандо Алонсо. Возможно, но не стану это утверждать, изначально планировалось заменить именно Массу, но после его аварии было решено этого не делать по этическим соображениям. Маловероятная версия, учитывая суровые законы бизнеса, в котором нет места эмоциям и порядочности. А "Формула-1", как известно, не только спорт, но и очень большой бизнес. Хотя, если тут были завязаны деньги бразильских спонсоров и сыграла роль необходимость участия в чемпионате бразильца ради успеха Гран-при в Южной Америке, - то тем более дело было не в этике.
Так или иначе, ушел в тот год именно Райкконен. Несмотря на его заявления в интервью, что он совершенно не переживает по этому поводу и не скучает по "Большим призам", было заметно, что дальнейшая карьера у финна не складывается. Кими не задержался в чемпионатах Северной Америки и мировом ралли. Он был быстр, но нестабилен. Запомнилась история, когда гонщик просто не поехал на этап WRC. Если не ошибаюсь, в Австралию.
Со стороны казалось, что карьера Райкконена пошла на спад. Появились сомнения в его физической и психологической готовности, как гонщика. Он прибавил в весе, за несколько лет подбородок стал заметно шире. Но внезапно мир автоспорта взорвался от новости, что "Летучий финн" возвращается в "Формулу-1"! Было много скептиков и многие предрекали провал второй попытки для Райкконена покорить номинальную "вершину автоспорта". Эти люди оказались посрамлены великолепными результатами гонщика на "Лотус". Так или иначе, Кими приносил результат и регулярно отмечался среди лидеров. Отличительной чертой пилотажа Райкконена за рулем "Лотус" стала тактика экономии ресурса шин, за счет чего добывались подиумы и даже была одержана победа.
Кто знает, быть может в "Феррари" обратили внимание на способность Райкконена вести болид "Формулы-1", экономя ресурс резины? Конечно, без шасси "Лотус" это у гонщика не получилось бы, но подобный опыт окажется крайне полезен в 2014-ом году, борьба в котором будет развиваться в условиях тотальной экономии всего: ресурса новых двигателей, топлива, резины...
Интересно получается: четыре года назад в "Феррари" уверяли общественность, что немотивированый Кими им не подходит и практически списывают его (при этом не позволяя уйти к соперникам), а в наши дни хвалят, называют одним из лучших гонщиков современности и подписывают с ним новый контракт? В какой момент времени руководство команды ошибалось, а когда было право? Неужели Райкконен изменился, или Доменикали с Монтедземоло признали, что совершили в 2009-ом кадровую ошибку, убрав из состава этого гонщика?
Кими Райкконен имеет своеобразную репутацию в "Формуле-1". Он харизматичен, но нелюдим, не любит шумиху в паддоке и частые интервью. Ему не по нраву повышенное внимание к собственной персоне. В последние годы в эфир телетрансляций не раз попадали отрывки радиопереговоров гонщика с командным мостиком, в которых он проявлял неуважение к гоночному инженеру. Болельщикам нравится финн и PR-служба "Лотус" даже всячески поддерживала созданный имидж пилота. Райкконен стал пофигистом, который делает то, что сам считает нужным, не обращая внимания на приказы и подсказки со стороны команды. Фраза "Leave me alone, i know what i'm doing" стала крылатой и разошлась миллионными тиражами на майках, кружках и прочей атрибутике.
Можно сказать, что если уходил из "Феррари" в 2009-ом немотивировнный гонщик, то в следующем году возвращается в команду человек с репутацией спортсмена совершенно неуправляемого, который не слушает своего инженера и в совершенно ненужной ситуации мешает напарнику на трассе. В Маранелло часто отмечают важность командной работы, но будто не обратили внимание на проблемы Райкконена в коллективе "Лотус". Понятно, что если работнику не платят зарплату, то лояльности от него можно не ожидать, но также есть мнение, что если ты пришел на свое рабочее место, то должен выполнять свои обязанности как следует, потому что коллеги не виноваты в твоих финансовых трудностях.
В "Феррари" пошли на очень смелый и даже рискованный шаг, заявляя на 2014-ый пару пилотов Алонсо-Райкконен. Безусловно, это очень сильный тандем пилотов в современной "Формуле-1", но он также и скандалоопасный. Как впишется в команду, которая годами работает вокруг единственной звезды, столь непокорный и, не побоюсь этого слова, упрямый пилот, как Кими?
Случится одно из двух: успех или провал. Пилоты "Феррари" сработаются и начнут привозить результат, или погрязнут в противостоянии друг с другом. Пожалуй, у Алонсо еще не было столь сложного для взаимодействия напарника. Райкконен же, в свою очередь, однажды обыграл в команде "Макларен" не менее талантливого Монтою, потому предсказать, чем закончится противостояние Фернандо и Кими, крайне затруднительно.
В следующем году гонки "Формулы-1" серьезно изменятся в техническом плане, но многие болельщики будут ждать старт сезона с нетерпением в том числе для того, чтобы увидеть, к чему приведет возвращение Кими Райкконена в "Феррари". Ошиблись в Маранелло с выбором пилота, или нет? Не пожалеет ли Доменикали, что не подписал практически готовый контракт с безусловно быстрым и перспективным Нико Хюлкенбергом?
Узнаем, но еще не скоро. Терпения тебе в это межсезонье, дорогой читатель, терпения!
--- Специально для "Nervenkitzel Journal", Мухортов Алексей