Американский подход к гонкам отличается от европейского. Это две разные философии. Можно сказать, два параллельных пути развития автоспорта. При этом, в обеих частях света стремятся к одному и тому же - зрелищности.
Сложно понимать ход гонки и оценивать тонкость тактики в NASCAR, имея познания лишь о европейских чемпионатах. Отсюда исходит большинство мифов и предрассудков, которые существуют в среде болельщиков. В этом нет ничего необычного - ведь по другую сторону океана меньше освещение гонок кубка NASCAR в средствах массовой информации. Для болельщика, не владеющего свободно английским языком, достаточно сложно найти и прочитать интересующие его материалы, чтобы прояснить нюансы технического регламента и правила серии.
Тем не менее, даже в России есть болельщики, которые любят гонки NASCAR, понимают их и способны часами рассказывать об особенностях. При желании любой может разыскать ответы на возникающие вопросы. Если найдется новый зритель, которого заинтересуют гонки NASCAR - он непременно сыщет своих единомышленников. Но что способно привлечь этого самого зрителя?
В текущие дни проходит так называемая "Неделя скорости в Дейтоне". Это множество автоспортивных состязаний на знаменитой трассе-триовале. Не буду перечислять их все, достаточно упомянуть о гонках среди участников Sprint Cup, высшего дивизиона NASCAR. В минувшую субботу уже прошел короткий заезд "Sprint Unlimited". Короткий он по американским меркам. Дистанция гонки - 75 кругов, или 187,5 миль, на которые ушло более часа времени. На неделе состоятся еще два коротких спринта: "Budweiser Duel" 1 и 2 (по 60 кругов, 150 миль каждая). Завершится же "Неделя скорости" главным событием: первым этапом кубка в сезоне, гонкой "Daytona 500" (дистанция 200 кругов, 500 миль).
Да, перечисленные мной "спринты" даже не входят в зачет кубка. За результаты в этих гонках пилоты и команды не получают очки в общий зачет первенства. Но принять участие в "Sprint Unlimited" - престижно. А результаты "Budweiser Duel" влияют на стартовую расстановку в главной гонке "Недели скорости" - пятисотмильной, уже зачетной. Бывалый зритель отметит, что квалификация не имеет в NASCAR такого значения, как в европейских сериях. Он будет прав. Если машина быстра в гоночных условиях, то неудачная квалификация не лишит пилота шанса на хороший результат. Стартуя позади, он лишь больше рискует попасть в завал.
Вернемся к упомянутой гонке "Sprint Unlimited". Конечно, называть ее "спринтом" некорректно (гонки Туринга в Европе значительно короче), но в сравнении с пятисотмильными гонками кубка длительностью в три часа, это все-таки более короткое соревнование. "Sprint Unlimited" привлекает внимание как раз своей относительно небольшой продолжительностью. Европейский зритель не привык к большим дистанциям и может быстро устать от постоянного лицезрения того, как несколько десятков машин раз за разом проходят три левых поворота, периодически отвлекаясь на выезжающий "автомобиль безопасности" во время инцидентов. Потому ему имеет смысл ознакомиться с NASCAR на примере его короткой версии в 75 кругов.
В этом году "Sprint Unlimited" не обошлась без аварий, что добавило драматизма происходящему на трассе. На протяжении 187,5 миль произошло несколько столкновений, в результате которых добрая половина машин получила повреждения. До финиша добрались не все. Кто-то из пилотов попадал в аварию несколько раз за гонку! Это происходит из-за плотной борьбы в гонках NASCAR. В отличии от европейских серий, где участники растягиваются по трассе, образуя временные промежутки между гонщиками, на таких суперспидвеях, как в Дейтоне, автомобили NASCAR идут плотной группой, в два, а порой и в три ряда. Единым мощным вихрем проносятся они мимо трибун, сотрясая землю. Правда, в тот момент времени, когда атаковать еще рано, ожидая удобный момент, пилоты, за редким исключением, выстраиваются в один длинный ряд и летят по овалу змейкой, откладывая разборки за победу на финишные круги.
Мэтт Кенсет (№20) удачно увернулся от массовой аварии.
Победу в "Sprint Unlimited" одержал Мэтт Кенсет на машине под номером "20". Долгое время он не отмечался среди лидеров, но на последней трети дистанции удачно избежал массового завала, вошел в лучшую пятерку, удержался там и совершил рывок, который вывел его в лидеры. За несколько кругов до финиша был рестарт после очередного инцидента: Кенсет лидировал, а позади шел его напарник по команде "Joe Gibbs Racing", Карл Эдвардс под номером "19". Когда машина безопасности ушла с трассы и гонка возобновилась в боевом режиме, Эдвардс будто бы потерял скорость и несколько притормозил позади себя остальных, позволив Кенсету создать отрыв. Это был пример командной работы, который помог одержать победу. Мартин Труекс, который всю гонку держался в голове пелотона и долгое время лидировал, сделал все что мог, но так и не смог приблизиться к Кенсету на дистанцию атаки. Ему пришлось довольствоваться вторым местом. Эдвардс в итоге стал третьим.
Первая гонка Sprint Cup в сезоне, пусть и незачетная, принесла небольшой скандал. Джоуи Логано по ходу дистанции устроил "бамп-драфтинг" действующему чемпиону, Кевину Харвику. Тот не стерпел, и после финиша, когда гонщики возвращались на пит-лейн, намеренно ударил машину соперника. Когда все остановились, телевизионная камера выхватила из толпы механиков разъяренное лицо Логано, который кричал в адрес Харвика. Им не дали сцепиться, но то ли еще будет?!!
Сезон только начинается. Впереди 38 гонок вплоть до 22 ноября (практически каждое воскресенье). Это самый насыщенный календарь из известных мне гоночных серий. Кто будет в силах посмотреть это в полном объеме? Я не знаю.
-
Текст: Мухортов Алексей
|