Доминирование команды «Мерседес» в гран-при Австралии 2015 года не стало неожиданностью.
Сезон стартовал для них с прекрасных результатов: победные дубли в квалификации, гонке, в пятничных тренировках. Лишь в субботней практике Нико Росберг позволил себе опуститься на третье место, уступив Себастьяну Феттелю на «Феррари». Все 58 кругов лидировали болиды в серебряной раскраске, от старта до финиша. Росберг провел всю дистанцию в непосредственной близости от Хэмилтона, но борьба между напарниками была исключительно тактической – без реальных попыток обгона.
Превосходство техники «Мерседес» над остальными командами «Формулы-1» было ожидаемо даже до межсезонных тестов – мощный финиш чемпионата 2014 года ясно давал понять, что лидеры имеют весомое преимущество, которое в условиях ограниченной регламентом доработки силовых установок ликвидировать крайне сложно, если возможно в принципе. Возьму на себя смелость утверждать, что и год назад было ясно – «Мерседес» будет лучшей машиной чемпионата в ближайшие несколько лет.
FIA загубила интригу в «Формуле-1», введя регламент на турбо-моторы V6 объемом 1,6 литров. За весь прошлый сезон и одну гонку нынешнего мы имеем среди победителей две команды и трех гонщиков, в то время, как первые три этапа 2013 года выиграли трое пилотов из разных команд, а в течение года побеждали «Лотус», «Мерседес», «Феррари» и «Ред Булл»! В случае сохранения стабильного регламента «Королева автоспорта» имела все возможности отличаться плотной борьбой между участниками в наши дни, но случилось иначе – поддавшись давлению «Мерседеса», который даже грозил уйти из чемпионата, FIA ввела новый технический регламент. Конечно, это было вынужденным шагом - не в интересах спорта терять поставщика двигателей из Германии и одну заводскую команду. Это чревато уменьшением машин на стартовом поле. Кроме того, перемены способствовали возвращению японской «Хонды» в гонки гран-при, но толк от этого будет через несколько лет. Пока же их силовые установки неконкурентоспособны.
Проблема в том, что сохранив «Мерседес», «Формула-1» сегодня оказалась в не менее непростой ситуации: потерян «Катерхем», не выходит на старт «Манор», плюс в тяжелом финансовом состоянии находятся еще три команды: «Лотус», «Форс Индия» и «Заубер». Надо ли говорить, что положение перечисленных коллективов ухудшилось в том числе потому, что новые силовые установки обходятся дороже, чем обошлись бы старые V8?
«Формула-1» - чемпионат конструкторов и останется таковым. В этом его суть: самый быстрый гонщик побеждает на лучшей машине. Просто надо сделать так, чтобы этот гонщик подписал контракт с топ-командой накануне ее триумфа, а конструкторы и инженеры должны соревноваться между собой в умении проектировать и строить гоночные болиды. Но есть одно обстоятельство, которое меняет понимание сегодняшнего спорта: ограничение на доработку силовых установок. «Заморозка» регламента на двигатели произошла еще в эпоху атмосферных V8, когда три разных производителя были примерно равны по силе, и ни у кого не возникало особых жалоб на эту норму. Казалось бы, очевидно, что одновременно с введением в строй гибридных турбо-установок, следовало бы на несколько лет разрешить их неограниченную доработку, в ожидании того момента, когда их характеристики уравняются. Однако, ограничения сохранились, что выгодно только одному производителю – «Мерседесу».
С одной стороны – все честно. Производители двигателей имели равное время на разработку своих силовых установок. Каждый год они получают определенное количество «баллов», которыми измеряется количество разрешенных доработок. Конструкторы«Мерседес» молодцы – они использовали доступные им ресурсы и построили лучший двигатель, с помощью которого выиграли в 2014 году. Но скажите, разве справедливо, что на базе этой модели они теперь будут доминировать в течение нескольких лет? Ведь сегодняшний регламент практически лишает мотористов «Феррари» и «Рено» возможности догнать немцев. По крайней мере, быстро это точно не произойдет.
В «Рено» и «Ред Булл» это понимают. И они уже начали свою игру, повторяя ход, сделанный когда-то боссами из «Мерседеса» - на днях появились первые заявления о возможном уходе австрийской компании из гонок. Ведется закулисная борьба против доминанта – они предложили силами ограничений в регламенте ослабить «Мерседес», как когда-то поступали с самим «Ред Буллом».
Таким образом, Кристиан Хорнер и Хельмут Марко сделали FIA свое предложение и обозначили возможные последствия в случае, если к ним не прислушаются. А борьба перекочевала с гоночных трасс в кабинеты руководителей разного уровня. Конечно, «Формула-1» стала такой не сегодня. Просто на гран-при Австралии было очень мало реальной борьбы, особенно за победу, и поэтому внимание теперь приковано к закулисным интригам.
Но ведь нам с вами интереснее смотреть гонки, а не следить за заседанием совета директоров, верно? Надеюсь, в FIA тоже осознают это в скором времени, иначе мы имеем возможность стать свидетелями завершения истории чемпионата мира в классе автомобилей "Формула-1".
-
Текст: Мухортов Алексей
|