В последнее время я не раз возвращался к мысли о неуместности в Формуле-1 личного зачета среди гонщиков в том виде, в котором он существует сегодня. Мы с вами прекрасно знаем, что автомобильные гонки - это технический вид спорта и успех в нем равен сложению возможностей машины и мастерства ее водителя. В 80-е годы четырехкратный чемпион мира Ален Прост определил роль техники в 80%, и лишь 20% он отдал человеческому фактору. С тех пор прошло три десятка лет, и в спорте произошло множество изменений - автомобили стали другими. Специалисты не раз отмечали, что управлять ими теперь проще, чем во времена "Турбо-эры 80-х".
Во все времена болельщиков в первую очередь интересовал ответ на вопрос: кто же станет чемпионом мира по итогам сезона? Это достижение, как раньше, так и сейчас, считается наивысшим. При этом мало кто будет спорить с тем фактом, что побеждает прежде всего машина и самый одаренный гонщик не способен стать первым на технике, изначально уступающей соперникам более секунды с круга. Особенно в последние годы, потому что повысилась надежность и нет смысла надеяться оказаться впереди за счет сходов соперников. И все же центральной фигурой мира Формулы-1 по итогам сезона становится именно человек, который принимает титул чемпиона мира. Ему достается львиная доля славы, внимания средств массовой информации и любви фанатов. И мало кто знает поименно тех конструкторов и инженеров, сконструировавших его орудие победы.
В действительности борьбу за чемпионский титул в Формуле-1 ведут не все пилоты, вышедшие на старт, а гонщики одной, двух, в лучшем случае трех топ-команд. Последнее случается крайне редко. В последние два десятилетия стало нормой, когда за чемпионат борются два производителя болидов. Соответственно, это четыре гонщика. При условии разделения командой своих пилотов на первого и второго - число реальных соискателей главного трофея снова уменьшается.
Есть мнение, что в Формуле-1 плохих пилотов нет в принципе, за небольшим исключением. 90% пришедших в чемпионат достойны занимать здесь место и доказали это в младших сериях. Да, за бортом первенства могут оставаться и более талантливые спортсмены, которые просто не смогли обеспечить себе должную спонсорскую поддержку, но это не означает, что те, у кого деньги были, совсем уж ни на что не годны. Опять же, за некоторым исключением. И вот, в условиях приблизительно равного потенциала среди гонщиков Формулы-1, разница их пилотажа во временном выражении составляет примерно 0.3 - 0.5 сек на стандартной кольцевой трассе, а вот машины могут проигрывать друг другу секунду, две, три и даже пять на той же дистанции. Другими словами, отыграть технический проигрыш за счет пилотажа практически невозможно.
В этих условиях о способностях гонщиков Формулы-1 специалисты стараются судить, сравнивая их с напарниками по команде. Опять же, эти сравнения будут корректными при условии равной подготовки техники. Гоночный болид мало построить по одним и тем же чертежам и технологиям - его надо подготовить под конкретные условия, произвести тонкую настройку. Нередко между гонщиками одной команды случается видеть практически секундную разницу, что никак нельзя списать только на пилотаж.
Обобщим сказанное - сегодня реальность Формулы-1 такова, что в случае доминирования одной команды за счет лучшей машины борьба за чемпионский титул будет идти в лучшем случае только между ее гонщиками, и то в случае отсутствия так называемой "командной тактики", которая означает фактический отсев второго претендента. Если болельщикам повезет и несколько производителей машин смогут построить примерно равную технику, то есть шанс увидеть сражение за титул среди двух, трех, а то и четырех претендентов. Опытные фанаты Формулы-1 посмеются над предположениями, что борьба в сезоне идет среди десяти, а то и двадцати гонщиков. Им давно известна истина, что роль пилота в этом спорте заключается в том, чтобы тот безошибочно управлял болидом, максимально реализуя потенциал техники.
Реальная борьба в мире Формулы-1 есть только среди производителей гоночных машин. Среди них разыгрывается кубок конструкторов, но исторически так сложилось, что этот трофей менее престижен, чем победа в личном первенстве. Это парадоксально. Уверен, значительную роль в искусственном преувеличении значимости личного чемпионского титула сыграли средства массовой информации. Они по инерции рассказывают о героях трасс, делая из них кумиров, пишут легенды и создают ореол величия. Если массы болельщиков вдруг осознают реальное положение дел, то популярность серии упадет. Именно поэтому мы регулярно читаем и слушаем убаюкивающие сказки, цель которых - не позволить нам с вами прозреть.
Я понимаю, что чемпионский титул среди гонщиков в Формуле-1 не упразднят, даже если доля человеческого фактора останется в размере 1% составляющей успеха, а 99% будут принадлежать технике. Отрицание ценности личного достижения спортсмена в Формуле-1 погубит эти гонки - уйдут болельщики, а за ними и спонсоры с деньгами. Но давайте хотя бы будем просто честны и не станем превозностить сверх меры сегодняшних чемпионов мира над их проигравшими соперниками. Те парни, что становятся вторыми, третьими и далее - часто достойны победы и скорей всего были бы на этом месте, если им дать возможность поменяться с победителем машинами.
---
|