Разговоры о том, что Формула-1 стремительно "молодеет", я слышу с 2000-го года, когда Фрэнк Уильямс подписал контракт с 20-ти летним Дженсоном Баттоном, тогда еще совсем зеленым новичком, не имеющим сколь-нибудь серьезного гоночного опыта. Английская пресса готова была даже хлопотать за выдачу "Премии Дарвина" сэру Фрэнку за его "глупость", как они называли такой кадровый ход.
Год спустя Петер Заубер подписал контракт с 21-ти летним финном, Кими Райкконеным, которого ему очень рекомендовали, обращая внимание на природный талант гонщика. В отличие от Баттона, дебютант комады Заубер вообще не имел опыта гонок дольше получаса и выступлений на международной арене, потому его критиковали еще сильнее и ставили под вопрос выданную пилоту "суперлицензию". Однако, после первых же гонок недоброжелателям пришлось замолчать, потому что Райкконен показал просто блестящие результаты. Именно на его примере доказывалось, что для того, чтобы научиться пилотировать машину Формулы-1, надо ездить именно в Формуле-1, а не где-либо еще.
Фернандо Алонсо тоже дебютировал в 2001-ом году за команду-аутсайдер (Минарди) и имел в своей автогоночной биографии успешные выступления в младших гоночных сериях, потому испанец редко попадал под огонь критиков и никто не оспаривал его право занимать место в Формуле-1.
Вполне возможно, что так же косо смотрели на Эдди Джордана, когда тот привел в паддок Формулы-1 в Спа никому неизвестного немца под фамилией Шумахер. На юных гонщиков всегда смотрели и будут смотреть с пристрастием. Во все времена найдутся зануды, готовые ворчать по поводу наглой и настырной молодежи, которая лезет туда, где взрослые дядьки занимаются важным делом.
Однако, нельзя не признать тот факт, что в последние 15 лет автоспорт, как и весь спорт в целом, стремительно молодеет. Вопрос лишь в том, где предел этого самого омолаживания? Рискну предположить, что он наконец достигнут, и сделал это сын бывшего гонщика Формулы-1, Макс Ферстаппен. В 16 лет он подписал контракт с командой Формулы-1, и когда выйдет на старт своей первой гонки - ему будет 17. Завтра, 30 октября, ему исполняются эти самые 17 лет, а через несколько дней он проведет первую тренировочную сессию в рамках гран-при Японии. О последнем стало известно сегодня, буквально несколько часов назад.
Отец может гордиться своим сыном, радуются и соотечественники Макса, голландцы, но что могут думать по этому поводу остальные, кому небезразлична Формула-1? Надо ли винить молодых пилотов в том, что они действительно способны справиться с высокотехнологичной машиной "Королевы автоспорта"? Нет смысла врать - современные болиды не требуют от гонщиков сверхусилий. Это признано уже на самом высоком уровне и FIA занимается данным вопросом. Так, недавно были приняты решения по ограничению радиосвязи между пилотом и командным мостиком, чтобы усложнить задачу по пилотированию. Конечно, это полумеры.
Если команды осознанно делают свой выбор в пользу молодежи, то у этого есть свои причины. Первая и самая очевидная - берут того, кто имеет бюджет на выступление. Но должно быть и другое объяснение.
Причина кроется в особенностях современной Формулы-1. Пилоты сидят на диете, чтобы поддерживать минимальный вес и оставаться физически развитыми при этом. В сегодняшних реалиях, когда развесовка болида имеет значение и более легкие гонщики получают некоторое преимущество, молодежь способна выдавить возрастных пилотов-атлетов из Формулы-1. Если ничего не поменять в правилах относительно минимального веса машины и развесовки по осям, то количество несовершеннолетних в этом спорте увеличится. Не каждый юнец подойдет командам, таковых единицы, но менеджеры будут переманивать к себе самых перспективных и способных. А когда у них окончательно сформируется скелет и они потяжелеют - их выбросят, как отработанный материал, со всем накопленным ими опытом. Быть может, Хельмут Марко понял это раньше всех и пример ротации пилотов в Торо Россо подтверждает данную схему? Потому он пригласил в команду Даниила Квята, а теперь и Ферстаппена?
Жан Эрик Вернь покидает Торо Россо в 24 года. После четырех лет в Формуле-1 он может остаться без места в этом спорте. Еще никто из пилотов, выброшенных из подшефной команды Ред Булла, не смог найти продолжение карьеры в Ф1. Себастьян Буэми остался без места в 23 года, Хайме Альгессуари - в 21. Обычно в их возрасте в Формуле-1 только начинают гоняться (по крайней мере, относительно недавно это было нормой), а тут мы видим фактически завершение выступлений в серии, которую считают наивысшей в автоспорте.
Даниэль Риккардо стал эталонным примером для молодых гонщиков, дебютирующих в Формуле-1, в частности, за команду Торо Россо. Макс Ферстаппен вряд ли отказался бы повторить успех австралийца и пробиться в состав Ред Булл, как и наш соотечественник, Даниил Квят, но есть ли основания для этих надежд? С одной стороны, Хельмут Марко всегда держит наготове резерв на случай потери одного из своих топ-пилотов, с другой - ему невыгодно отдавать хорошо подготовленных гонщиков в команды-конкуренты. Не потому ли никто из уволенных из Торо Россо пилотов не смог продолжить свою карьеру в Формуле-1? Значит, если не получается перейти из Торо Россо в Ред Булл, то карьера пилота в "Королевских гонках" прекращается. Квят и Ферстаппен-младший играют в игру с высокими ставками, но небольшими шансами на выигрыш, - надо это признать.
С одной стороны, в современную Формулу-1 попасть достаточно легко, если пилот имеет солидную спонсорскую поддержку, достаточные навыки вождения и грамотный менеджмент. С другой, если рассчитывать на долгую и успешную карьеру, то в нужный момент может не быть места в хорошей команде, потому молодые пилоты пользуются первой же возможностью попасть в этот спорт. Это происходит в ущерб подготовке и может стать следствием сломанной карьеры в будущем.
Поэтому я бы не сильно радовался на месте Макса Ферстаппена.
-
Текст: Мухортов Алексей
|